Ольга Анатолиевна Ускова в 1987 г. окончила факультет технической кибернетики Московского института стали и сплавов. В 1988-1991 гг.— сотрудник ВНИИ системных исследований АН СССР, в 1991-1992 гг.сотрудник Института системного анализа РАН, с 1993 по 1999 г. — исполнительный директор компании Cognitive Technologies; с 1999 г. Президент группы компаний Cognitive Technologies. С 2006 г. — президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ).
Член Совета директоров ОАО «Росинфокоминвест». Председатель комитета ТПП РФ по информационно-коммуникационным технологиям и трансферту технологий. Член экспертного совета по особым экономическим зонам технико-внедренческого типа Минэкономразвития России. Сопредседатель палаты «Наука и технологии» международного Форума творческой и научной интеллигенции государств — участников СНГ.
Проводились ли НАИРИТ исследования на тему инновационно активной молодежи? Каков процент молодежи имеет практический интерес к инновациям? В «нелихие нулевые» мы опять подрастеряли потенциал?
Такие исследования мы проводим регулярно, их можно посмотреть на сайте www.kulibin.org. Действительно, доля активной молодежи, имеющей практический интерес к отрасли, все время меняется. Она чутко реагирует на изменения, происходящие в нашей жизни. Когда в стране была объявлена политика инноваций, доля активных молодых инноваторов росла. Затем, осознав груз проблем, необходимых для реализации своего проекта, эта доля снизилась. Причем цифры меняются на младших и выпускных курсах вузов. Так, всего несколько лет назад только 2% выпускников вузов планировали избрать сферой своей работы инновационное предпринимательство. Тогда как на младших курсах их доля составляла порядка 68%.
Сегодня эта цифра опять выросла, в частности в связи с активной позицией государства по отношению к молодежному инновационному сектору, и составляет более 70%.
Какие преимущества дает разработчикам членство в НАИРИТ? И платное ли участие?
Членам ассоциации мы предоставляем целый ряд бесплатных сервисов, консультаций и других мероприятий, без которых развитие инновационного проекта, но и не может быть эффективным. Мы решаем юридические проблемы, добиваемся от чиновников привилегий по выполнению различных процедур. Я уже приводила пример с предоставлением возможности бесплатного поиска по патентной базе Роспатента. Мы передаем базу проектов инвесторам. У нас только за последний месяц зарубежные компании заключили меморандумы о намерениях с семью нашими проектами. И еще с семью установлена процедура dew diligence.
За это с рядовых инноваторов мы берем 3000 руб. Со зрелых компаний 15 000 руб. Госструктуры от членских взносов у нас освобождены.
Ольга Анатольевна, в этом году Наириту исполняется 5 лет. В связи с этим вопрос. Какой из реализованных ассоциацией проектов Вы считаете наиболее удачным? Ну и соответственно, расскажите о неудачных начинаниях.
Наиболее успешным проектом я считаю продажу технологии по оптимизации химиотерапии для раковых больных крупному французскому партнеру. Эта сделка успешна и в финансовом смысле, российские разработчики получили стартовые инвестиции в размере 6,5млн. евро, и в содержательном, благодаря этому проекту через2-3года участь раковых больных всего мира существенно облегчиться.
Самый неудачный проект — это попытка вывести на рынок замечательный проект Института инновационных технологий. Они создали принципиально новую технологию получения из пылевидных кварцевых песков высококачественных, высокопрочных, высококремнеземистых материалов, которые по прочности на сжатие соответствуют чугуну и стали. Такие материалы незаменимы в наших условиях в задачах железнодорожного и др. строительства. Компания подала документы в Роснано, где ее радужно приняли и потом целый год водили по кабинетам. В итоге выпроводили ни с чем. Не нужно объяснять, насколько такая потеря времени губительно для развивающегося инновационного проекта. Наше вмешательство уже на последнем этапе привело лишь к извинениям руководства корпорации и наказанию ответственного менеджера. После этого мы, даже общими усилиями, так и не смогли помочь им встать на ноги.
Является ли ЕГЭ главной актуальной проблемой молодежной инновационной сферы и преградой на пути к получению качественных знаний действительно талантливыми молодыми людьми без связей? Ваше отношение к единому госэкзамену.
Я не специалист в области ЕГЭ. Если вы хотите знать мою позицию, то ЕГЭ мне не нравится. Я училась по-другому и сдавала экзамены по другим формам.
Как осуществляется финансирование деятельности НАИРИТ — в какой пропорции государственные и частные средства? И как эта пропорция будет изменяться во времени?
Государство не финансирует НАИРИТ, и мы не обращаемся к нему за финансированием. Это наша позиция. НАИРИТ производит серьезный рыночный продукт, который выражается в огромном объеме знаний по инновационной отрасли и соответствующих проектах, связанных с аналитикой, рейтингованием и другими исследованиями. Он востребован как внутренними, так и внешними заказчиками. Это консалтинг, всевозможные сервисы для инноваторов и инвесторов. Это и обеспечивает нам независимость позиции. Как только мы обратимся к государству за деньгами, мы перестанем быть объективными, критиковать «Роснано», РВК, Сколково.
В интернете есть стенограммы ваших передач на «Финаме» и могу сказать, что у Вас несомненный дар ведущего острых тем. Во многих передачах сквозит тема неустроенности нашей инновационной сферы. Хотелось узнать Ваше личное мнение: какие конкретно люди в состоянии что-то сдвинуть? Кто-то из них принимал участие в ваших программах на радио? Если да, кому бы Вы вручили флаг «Надежда российских инноваторов»?
Любое движение и прогресс возникают там, где есть люди, которым не все равно. Когда есть люди, которым не все равно, какой формы соломка в коктейле, то они придумывают более практичную и удобную форму, которые хотят изменить форму семейных отношений, потому что они несчастливы, которые хотят изменить условия жизни внутри государства, потому что они не позволяют ему эффективно развиваться и реализовывать свои проекты, тогда и появляется реальная возможность что-то сдвинуть. Если брать наших гостей, то могу назвать нескольких совершенно разных участников, по возрасту, сфере деятельности и т. д. Однозначно я бы хотела выделить Алексея Навального. Я считаю, что его деятельность — это инновация не только для России, но и для всего мира. Человек разработал эффективный общественный инструмент и на общественные деньги, для проведения критики крупной государственной машины. Это прецедент для всего мира. В США, например, государственная машина подавляет всю критику, которая появляется внутри страны. Это событие инновационно для всего мира.
Далее, это ребята из компании Parallels, которые прошли весь стандартный путь по инновационной цепочке — от посевной стадии до крупных инвесторов. Вовремя вышли на рынок и за пять лет создали крупную конкурентную компанию. Они не сбились от своей первоначальной бизнес-стратегии, поймали тренд и развиваются в той зоне, которая им интересна.
И наконец, это два профессора, им уже около 60 лет. Владимир Зуев и Михаил Александров. Это пожилые люди с совершенно уникальными технологиями в области медицины. Они предложили технологию экооплодотворения на порядок более эффективную и дешевую, чем во всем мире. А общемировые расценки на него находятся в диапазоне от 16 тыс. до 25 тыс. долларов. Они сделали доступным эти методы для российских пациентов. Эта практика сейчас начинает успешно применяться в некоторых российских клиниках. У них великолепные рыночные перспективы.
Комментарии
Комментарий Дмитрий |
Спасибо за статью!