«Круглый стол» на тему: «Российская и иностранная юрисдикции в аспекте практического применения законодательства в области развития инновационных технологий: преимущества и недостатки»

14 октября 2008 года Комитет по экономической политике и предпринимательству под председательством Евгения Федорова провел «круглый стол» на тему: «Российская и иностранная юрисдикции в аспекте практического применения законодательства в области развития инновационных технологий: преимущества и недостатки».

«Круглый стол» на тему: «Российская и иностранная юрисдикции в аспекте практического применения законодательства в области развития инновационных технологий: преимущества и недостатки».

14 октября 2008 года Комитет по экономической политике и предпринимательству под председательством Евгения Федорова провел «круглый стол» на тему: «Российская и иностранная юрисдикции в аспекте практического применения законодательства в области развития инновационных технологий: преимущества и недостатки»

В работе «круглого стола» приняли участие депутаты Госдумы, представители федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, научных и общественных организаций.

Участники «круглого стола» считают, что состояние законодательной базы в России существенно тормозит развитие инноваций. Это, прежде всего, связано с отсутствием сопутствующих законов к четвертой части Гражданского кодекса и несовершенством ее самой. Как пример, на «круглом столе» отмечалось, что созданные государственные корпорации вынуждены для защиты своей интеллектуальной собственности уходить в иностранную юрисдикцию, поскольку в России она практически отсутствует.

Так, по словам председателя Комитета Евгения Федорова, оборот нематериальных активов в стране составляет 0,3 процента от общего оборота товаров, тогда как в странах Европы — 40 процентов. «Современной особенностью российской экономики является то, что производство новаций локально. Это в отличие от мировой экономики, где инновационное сырье в сотни раз дороже конечного продукта, а зарегистрированные патенты, технологии, программы и прочее — главный экономический механизм. В России оформляются всего 14 процентов результатов НИОКР, а в коммерческом обороте находится только один процент из них. В свою очередь в США половина экспорта — технологии, четверть которых произведены выходцами из России», — сообщил депутат.

«Единственный закон, который определяет оборот новаций в России это четвертая часть Гражданского кодекса, написанная по просьбе американцев в 2007 году, как условие вступления России в ВТО. С ее принятием отменено все ранее наработанное отраслевое законодательство — патентный закон, закон о товарных знаках, о правовой охране программ, об авторском праве и другое — правда, оно тоже в значительной мере было устаревшее, но нового законодательства на их месте не было создано. Причем в этом законе развернут только один подход — защита интеллектуальной собственности в России, преимущественно иностранной юрисдикции. В нем даже нет базового понятия „технологии“, что является серьезным тормозом для работы законодательства, для инвесторов, для рынка в целом, нет „информации“ как вида интеллектуальной собственности», — продолжил Е. Федоров.

Председатель Комитета считает, что несовершенство российского законодательства является одной из основных причин утечки в другие страны «научного сырья». «Там оно оформляется в рыночные активы, и продается по ценам в сотни и тысячи раз выше, в том числе, обратно в Россию. Но продаются не новые высокие технологии, а их суррогат в виде „высокотехнологического оборудования“. Тем самым наша страна закрепляется в качестве сырьевого придатка не только по природным ресурсам, но и по научным разработкам, что просто недопустимо в условиях глобальной конкуренции», — заявил Е. Федоров.

В настоящее время на рассмотрении в Комитете находятся более десяти законопроектов, направленных на развитие инноваций. Это законопроекты «О передаче технологий», «О патентных поверенных», «Об инновационной деятельности» и др. Однако работа над ними продвигается сложно из-за отсутствия концептуального понимания подходов к развитию инновационной деятельности.

«С чего нужно начать: прежде выделить два направления деятельности — производство новаций и потребление новаций экономикой, создать инновационное законодательство, изменить принципы функционирования экономики предприятий промышленности и других секторов экономики с внедрения новаций на рыночный оборот новаций», — сделал вывод председатель Комитета.

Наверх