Интервью заместителя губернатора Ростовской области В.Г.Гончарова

Успех дела решают люди

Одно из слагаемых успеха в управлении – подбор кадров, работа с кадрами. Особенно это актуально для органов государственной и муниципальной власти. О том, как решаются кадровые проблемы на Дону, корреспонденту «Молота» рассказывает заместитель губернатора  Виктор ГОНЧАРОВ.

-  Виктор Георгиевич, как в области  ведется работа с кадрами?  Меняются ли как-то под влиянием современных требований и новых технологий методы кадровой работы в системе гражданской службы?

- Вопрос о качественном кадровом обеспечении всех уровней власти всегда актуален. На государственной гражданской службе должны работать профессионалы, обладающие государственным мышлением, сильной волей, целеустремленностью и творческим подходом в решении задач. Поэтому кадровая политика в правительстве Ростовской области строится по принципу привлечения в «команду» профессионалов – лиц, нацеленных на результат, способных решать задачи, конечной целью которых является новое качество жизни каждого жителя нашего региона.

Поскольку информационно-комуникационные технологии все больше внедряются  в жизнь нашего общества, то и к госслужащим предъявляются новые требования – к их знаниям и навыкам в этой области, овладению новыми программными средствами, которые появляются в нашей работе.

- Как действует современный механизм подбора кадров гражданской службы? По каким данным идет отбор? Принимаются ли во внимание психологические параметры личности?

- С целью подбора кадров в правительстве выстроена целая система поиска и привлечения кандидатов на государственную гражданскую службу. Она нашла отражение в Методике подбора кадров в органах государственной власти области, в которой подробно освещены вопросы поиска кандидатов, даны методические пояснения по проведению конкурса. Значительное место  отведено описанию методов изучения кандидатов, в том числе психологических.

Одним из существенных механизмов, позволяющих расширить источники подбора кадров, является кадровый резерв. Он формируется в соответствии с федеральными рекомендациями и требованиями к кандидатам. На официальном сайте правительства Ростовской области регулярно размещается и обновляется информация о включении в резерв управленческих кадров Ростовской области, указываются требования к кандидатам.

- В области работает автоматизированная база данных кадрового резерва гражданской (муниципальной) службы. Как она используется?

- Создание такой базы увеличило возможности работы с участниками резерва и соискателями на включение в него. Интернет-портал позволил расширить границы информационного взаимодействия всех заинтересованных лиц.

Резерв - это не застывшая структура. Лица, включенные сюда, должны участвовать в процессах реального управления государством, в выработке и экспертизе важнейших решений и программ. По сути, такое взаимодействие общества и власти способствует их объединению для решения стратегических и оперативных задач. Это и есть основа открытого правительства.

- Каковы результаты внедрения инновационных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских (муниципальных) служащих?

- В Ростовской области процесс обучения государственных и муниципальных служащих с 2008 года переведен в дистанционный режим.

Основой системы дистанционного обучения служащих являются информационно-образовательный портал подготовки кадров государственного и муниципального управления Ростовской области,  а также учебно-методические комплексы (УМК) дистанционного обучения по различным направлениям профессиональной деятельности служащих (на сегодняшний день по заказу правительства Ростовской области разработано 37 УМК).

В период с сентября по ноябрь 2013 года на основе данных УМК повысят квалификацию более 1 300 муниципальных служащих.

Новым направлением в работе по подготовке кадров государственного и муниципального управления с 2012 года является реализация комплексной тренинговой программы, направленной на развитие управленческих и личностных компетенций руководителей высшего звена. Разработанная программа включает в себя цикл тренингов.

- Что делается, чтобы привлечь молодежь в систему государственного и муниципального управления?

- В Ростовской области создана одна из самых разветвленных сетей органов молодежного самоуправления в России, которая является серьезным кадровым резервом для органов местного самоуправления и органов исполнительной властиобласти. Это 55 молодежных парламентов (советов), 40 молодежных правительств. Органы ученического и студенческого самоуправления созданы в 99% учебных заведений области.

В 2013 году по итогам финала областного конкурса «День молодежного самоуправления» было сформировано молодежное правительство Ростовской области пятого созыва, которое представляет интересы молодежи, осуществляет взаимодействие с органами власти различного уровня.

В систему органов молодежного самоуправления вовлечены более 100 тыс. молодых людей. За последние годы более 250 участников движения стали депутатами муниципальных собраний различного уровня, специалистами органов исполнительной власти.

Комитетом по молодежной политике Ростовской области осуществляется информирование молодежи с использованием современных коммуникационных и интернет-технологий. Информация о деятельности органов молодежного самоуправления размещается на сайте молодежного правительства http://www.mpdon.ru, а также в социальных сетях (группа «День молодежного самоуправления» – 3000 участников, группа «Молодежное правительство Ростовской области» – 836 участников).

Положительное общественное мнение о молодежном самоуправлении в Ростовской области формируется с помощью интернет-акций с суммарным охватом более 100 000 молодых людей.

С победителями конкурсного отбора сроком на 6 месяцев заключаются договоры на выполнение исследовательских и аналитических работ в правительстве Ростовской области. Молодые исследователи закрепляются за органами исполнительной власти региона.

– Как развивается институт стажерства в  областных органах исполнительной власти?

– Развитие института стажерства в настоящее время осуществляется в форме отбора и привлечения наиболее талантливых выпускников и аспирантов вузов для подготовки аналитических работ по актуальным для органов исполнительной власти проблемам. В каждом органе власти исследователю назначается куратор – наставник, который помогает максимально быстро адаптироваться.

 Данное направление работы с молодыми специалистами фактически представляет собой механизм отбора и адаптации кадров государственной гражданской службы для органов исполнительной власти. По состоянию на 20.10.2013 из 40 участников данного проекта 14 человек приняты на работу в областные органы исполнительной власти.

- Виктор Георгиевич, назначаются ли специалисты из молодежного кадрового резерва на вакантные должности?

- Конечно, назначаются, и достаточно активно.

В 2009 году было назначено из кадрового резерва 10 человек в возрасте до 35 лет, в 2010-м – 14 человек, в 2011-м – 7, а в 2012-м – 29, за истекший период 2013 года - 24.

- Какие меры принимаются правительством области для обеспечения сменяемости руководящих работников, повышения их компетентности?

- Этот вопрос задан своевременно. Дело в том, что одновременно с изменениями федерального законодательства в нашем областном законодательстве с 2013 года также введена норма, предусматривающая ротацию отдельных руководителей подразделений контрольно-надзорных органов исполнительной власти.

Данная норма имеет не только антикоррупционную направленность, ведь чем дольше работник «сидит» в своем кресле, тем большими связями, и не только деловыми, он может «обрасти». Ротация также позволит повышать компетентность гражданских служащих за счет их перемещения на иные должности, изучения положительного опыта работы иных подразделений.

Управлением по кадровой работе правительства области подготовлен перечень должностей, подлежащих ротации, утверждена форма плана её проведения.

На сегодняшний день органы исполнительной власти согласовали и утвердили соответствующие планы замен. Ведомством по управлению государственной гражданской службой Ростовской области организован должный контроль за их реализацией.

Наверх