Как развиваются инновации в России

Инновации – уже давно не просто способ конкуренции между компаниями. В условиях, когда глобальная экономика замедляется, торговые войны разгораются, а производительность труда растет все медленнее, инновации – вопрос успеха развития экономики в целом и странового лидерства, повторение космической гонки середины XX в., но уже на уровне технологий.

Россия в Глобальном инновационном индексе 2019 г. находится на 46-м месте (в сравнении с 2018 г. ее позиция не изменилась). Эксперты оценивали 129 стран по 80 параметрам – от числа заявок на права интеллектуальной собственности и созданных мобильных приложений до расходов на образование и количества научно-технических публикаций. Составители этого индекса – эксперты Корнельского университета (США), бизнес-школы INSEAD (Франция) и Всемирной организации интеллектуальной собственности – выделяют группу стран с низким и средним доходом, где инновационная деятельность развивается стремительно. Россия в их числе вместе с Китаем, Бразилией и Аргентиной.

Размер инвестиций в инновации – один из ключевых показателей заинтересованности страны в развитии новых технологий. Существует несколько методик подсчета, которые в абсолютных цифрах дают разные результаты, но пропорция между самыми крупными инвесторами в инновации и самыми незначительными сохраняется. Так, в рейтинге ЮНЕСКО Россия – в десятке по размеру инвестиций в НИОКР (это значительная часть всех вложений в инновации), ее вложения эксперты оценили в $40,3 млрд по паритету покупательной способности. Но по соотношению инвестиций к ВВП Россия не входит даже в топ-15 стран – ЮНЕСКО оценивает этот уровень в 1,1% от ВВП (среднемировой показатель – 1,7%, а для Северной Америки и Западной Европы это 2,5%).

Активнее всего в технологических инвестициях в России промышленность, подсчитали специалисты Института статистики Высшей школы экономики. В инновационные разработки инвестируют 9,6% от всех промышленных компаний, 8% от всех компаний в секторе телекоммуникаций и лишь три из 100 сельскохозяйственных компаний.

«Только изобрести что-то недостаточно, – говорил сооснователь Google Ларри Пейдж. – Тесла открыл электрическую энергию, которой сегодня пользуется каждый из нас, но не смог передать ее людям. Вам нужно сочетать обе вещи: изобретение и нацеленность на инновации, а также иметь компанию, которая коммерциализирует изобретение и дает его людям». Российские компании строго следуют этому правилу, не просто заказывая разработки профильным исследовательским институтам, но и создавая собственные R&D-центры, находя такие способы стимулирования инноваций, которые позволят получить наибольший эффект для бизнеса и повысить его конкурентоспособность. Опрошенные «Ведомости&» компании оценили процент успешно внедренных разработок более чем в 80%.

Наиболее высокая доля инновационных товаров в сфере услуг – 14,5%, подсчитали эксперты Института статистических исследований ВШЭ. Выше и доля затрат, которую в этом секторе вкладывают в инновации, – 2,3% от общего объема проданной продукции. Для промышленности этот показатель – 6,7%, а удельный вес затрат – 1,7%.

Данные опрошенных «Ведомости&» крупных компаний свидетельствуют, что в общих затратах компаний вложения в НИОКР и инновации составляют от 2 до 7%.

Так, у «Фосагро», одного из ведущих мировых производителей фосфатных удобрений, доля НИОКР соответствует среднеотраслевым 7–7,5% от капзатрат (38,7 млрд руб. в 2018 г.), рассказывает представитель компании. По его словам, только финансирование научных и проектно-изыскательских работ, которые выполняет входящий в структуру группы Научно-исследовательский институт по удобрениям и инсектофунгицидам им. профессора Я. В. Самойлова (НИУИФ), в 2018 г. превысило 1,1 млрд руб.

У «Северстали» инвестиции в разработки в 2019 г. составят $48,1 млн, рассказал ее представитель. Это примерно 3,32% от запланированных на 2019 г. капвложений «Северстали» ($1,45 млрд; но на этот год приходится пик пятилетней $2,5-миллиардной программы инвестиций компании). Крупнейший мировой производитель труб – Трубная металлургическая компания (ТМК), – по словам ее представителя, в создание новых продуктов и квалификационные испытания вложила $15 млн, или 5,5% от общих капитальных затрат компании. Крупнейший производитель солнечных панелей в России «Хевел» в 2019 г. собирается вложить в НИОКР более 1,5 млрд руб. – около 2% от капзатрат, рассказывает представитель компании. Капзатраты крупнейшего российского нефтехимического холдинга «Сибур» в 2018 г. составляли 151,4 млрд руб.

Российские компании, как и многие их зарубежные конкуренты, предпочитают создавать собственные R&D-центры или иначе аккумулируют исследовательский потенциал внутри. Так разработки будут «прицельными», встроенными в производственный процесс и ощутимыми для финансовых показателей.

Источник: https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2019/10/09/813027-razvivayutsya-innovatsii

Добавлено: сентябрь 2020

Наверх